ГЛАВА 27. Институционально-правовые основания коллективной энергетической безопасности в контексте международного строительного контрактного права

Dmitry Belkin

Автор: Белкин Дмитрий Семёнович (ORCID: https://orcid.org/0009-0003-1532-1958)

Славяно-Греко-Латинская академия, кафедра международного права, доцент, Москва, Россия. E-mail: dmitryb81@gmail.com

DOI: 10.64457/icl.ru.ch27

PDF · BibTeX · RIS

Глава посвящена взаимосвязи всеобъемлющей международной безопасности и международного строительного контрактного права (МСКП). На основе анализа трубопроводов «Северный поток» и Colonial Pipeline, подводных кабелей и данных ENISA выявляются правовые риски, порождаемые кибератаками, саботажем и политической нестабильностью. Определены пробелы в механизмах коллективной безопасности и типовых контрактах МФИК, которые недостаточно учитывают угрозы XXI века. Предложен комплекс мер: включение кибер- и экологических стандартов в контрактные положения о распределении рисков, создание международного мониторингового органа и усиление межгосударственной координации. Работа использует сравнительный метод и привлекает труды Клии, Коскенниеми и Яковенко, подчёркивая необходимость гибких, многоуровневых правовых инструментов, объединяющих универсальные и региональные подходы. Реализация рекомендаций повышает предсказуемость инвестиций, укрепляет энергетическую безопасность и способствует устойчивому развитию.

Современная международная система безопасности охватывает не только военные аспекты, но и экономические и инфраструктурные связи, которые напрямую связаны с международными строительными проектами. Эти проекты оказывают существенное влияние на поддержание глобальной стабильности и мирного сосуществования государств, поскольку они требуют комплексного правового регулирования в условиях усложняющейся международной обстановки. Важную роль в этом контексте играют вопросы коллективной безопасности, включая энергетическую безопасность и стандартизацию правового обеспечения инфраструктурных проектов.

Крупные инфраструктурные проекты, такие как газопровод «Северный поток» или подводные кабельные линии связи, наглядно демонстрируют, как переплетаются интересы безопасности и правового регулирования. Инфраструктурные проекты всегда затрагивают интересы целых народов, а их повреждение отражается на жизни большого числа граждан разных государств. Данный правовой подход, базирующийся на взаимосвязи интересов общества и собственников глобальных инфраструктурных проектов, интересен с точки зрения определения конечных потерпевших при рассмотрении дел о компенсации ущерба в судах, связанных с повреждениями и нарушением функционирования таких крупных проектов. Анализ Яркова и Долганичева (Ярков и Долганичев, 2020) показывает, что коллективные иски становятся эффективным инструментом защиты прав участников крупных инфраструктурных проектов в случае массовых нарушений, связанных с недобросовестными действиями подрядчиков или внешними угрозами. Эти выводы могут быть полезны при рассмотрении вопросов правовой защиты инфраструктуры, особенно в контексте обеспечения безопасности трубопроводов и подводных кабелей, поскольку такие иски способствуют более эффективному отстаиванию интересов всех затронутых сторон в случае нарушений, возникающих из-за кибератак или других форм внешнего воздействия.

Учитывая эти новые реалии, международное право требует постоянного пересмотра и адаптации к изменяющимся условиям для обеспечения эффективности правовых норм и защиты интересов стран. Эффективное соблюдение норм международного права в области безопасности возможно лишь при условии применения скоординированного подхода. Такой подход должен учитывать как национальные интересы, так и международные обязательства, что требует интеграции различных уровней взаимодействия — как универсального, так и регионального. Важно отметить, что безопасность не может рассматриваться изолированно от глобальных процессов, поскольку современные вызовы, такие как терроризм, транснациональная преступность и экологические катастрофы, требуют совместных усилий на всех уровнях. Необходимо создание системы, в которой национальные и международные аспекты безопасности взаимосвязаны и дополняют друг друга, что является критически важным для обеспечения эффективного соблюдения международных правовых норм и стандартов (Кулагин, 2021).

В условиях меняющегося глобального порядка, отмеченного А. В. Яковенко, современные международные системы сталкиваются с вызовами, связанными с ростом регионализации и ослаблением традиционных форм сотрудничества. Яковенко указывает на тенденцию к нивелированию англосаксонской доминанты и укреплению позиций развивающихся стран, что требует более гибких моделей безопасности и усиления роли региональных структур (Яковенко, 2019). Данные выводы подтверждают необходимость разработки новых правовых механизмов для защиты инфраструктурных проектов, особенно в условиях кибератак и саботажа. Яковенко пишет о переходе к децентрализованным и гибким формам взаимодействия, когда региональные организации могут взять на себя ведущую роль в создании устойчивых правовых основ. Такой подход станет важным шагом к реформированию коллективных систем безопасности, которые сталкиваются с растущими вызовами и требуют адаптации к изменяющимся международным реалиям.

В XXI веке энергетические ресурсы играют ключевую роль в стабильном функционировании общества, являясь основой не только для экономики, но и для обеспечения социальных процессов и реализации прав и свобод человека. Энергетическая безопасность приобретает особое значение в условиях возрастания угроз национальной и международной безопасности, глобальных экономических кризисов, вооруженных конфликтов и природных катастроф (Kukeyev, 2024). Именно в таких условиях на первый план выходит вопрос о необходимости реформирования существующих систем коллективной безопасности, включая энергетическую составляющую. Современные вызовы в сфере энергетики требуют разработки новых правовых механизмов, направленных на защиту крупных международных инфраструктурных проектов. В рамках данного исследования проводится анализ того, каким образом правовое обеспечение системы всеобъемлющей международной безопасности тесно связано с международным строительным контрактным правом (МСКП) и каким образом можно улучшить существующие правовые механизмы в свете текущих и будущих угроз, связанных с международными строительными проектами, особенно в энергетической сфере.

Одним из наиболее значительных вызовов в сфере энергетики в XXI веке является киберугроза, которая в последние годы возросла до угрожающих масштабов. Согласно исследованию Европейского агентства по кибербезопасности, кибератаки на энергетическую инфраструктуру становятся не только более сложными, но и более организованными, что представляет серьезную опасность для национальной и международной безопасности. Ярким примером данного явления стала атака на нефтепровод Colonial Pipeline в США в 2021 году. В результате этой атаки злоумышленники вывели из строя одну из крупнейших систем поставок топлива в США, что вызвало значительные перебои в снабжении на Восточном побережье США и затронуло множество потребителей и бизнесов. Этот инцидент стал знаковым в контексте киберугроз, поскольку он наглядно продемонстрировал, насколько уязвимыми могут оказаться энергетические системы перед современными кибератаками и насколько важно для правовых механизмов обеспечить защиту таких критически важных объектов.

Эффективное правовое регулирование в сфере международной безопасности требует внедрения комплексного подхода, который охватывает несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо разработать и внедрить новые стандарты безопасности, учитывающие современные вызовы, такие как глобальные угрозы, связанные с терроризмом, кибербезопасностью и изменением климата. Эти стандарты должны быть гибкими и адаптивными, чтобы соответствовать динамично меняющимся условиям международной политики и экономики.

Во-вторых, важнейшим компонентом успешного правового регулирования является активное сотрудничество между государствами на международном уровне. Это сотрудничество должно включать обмен информацией, совместные тренировки и учения, а также разработку общих стратегий по предотвращению и реагированию на кризисные ситуации. Устойчивые международные отношения, основанные на доверии и взаимной ответственности, являются основой эффективной системы обеспечения безопасности. Кроме того, интеграция существующих правовых норм и механизмов является важным шагом к повышению уровня правовой устойчивости. Это требует не только согласования национальных законодательств с международными стандартами, но и создания новых правовых инструментов, которые смогут эффективно реагировать на возникающие угрозы. Внедрение описанного комплексного подхода является критически важным для успешного противостояния будущим вызовам в сфере международной безопасности (ENISA, 2021).

Данное исследование основано на детальном анализе международных правовых норм, включая договоры, регулирующие коллективную безопасность, а также нормативные документы, направленные на защиту международных инфраструктурных проектов. В работе использованы труды ведущих исследователей, таких как Л. Клии, акцентирующая внимание на специфике международных строительных контрактов (Klee, 2018), и М. Коскенниеми, рассматривающий структуры международного правового аргумента и фрагментацию международного права (Koskenniemi, 2006). Особое внимание уделено конкретным прецедентам, таким как проекты «Северный поток» и безопасность подводных кабельных линий связи, что позволяет проанализировать реальные примеры интеграции механизмов обеспечения безопасности в международные строительные контракты.

Проблема политической нестабильности в энергетической сфере также требует правового регулирования. Одним из ярких примеров влияния политических конфликтов на энергетическую безопасность является ситуация на Ближнем Востоке. Региональные конфликты, такие как гражданская война в Сирии, оказали значительное влияние на маршруты транспортировки нефти и газа, а также на стабильность мировых рынков энергоресурсов (Ahmed, n.d.). В частности, влияние сирийского конфликта негативно сказалось на политической и экономической стабильности стран региона, что подчеркивает необходимость создания международных правовых механизмов, способных минимизировать последствия политической нестабильности для энергоснабжения.

В международном публичном праве, как определено в Уставе ООН, основное внимание уделяется установлению обязательств государств по сотрудничеству для обеспечения международного мира и безопасности. Важнейшими элементами системы коллективной безопасности являются крупные инфраструктурные проекты, в частности транспортные и энергетические трубопроводы, а также подводные кабельные линии. Эти объекты критически важны не только для глобальной экономики, но и для обеспечения международной безопасности. Так, газопровод «Северный поток» стал объектом множества международных споров и политических санкций, что подчеркивает его стратегическую важность и хрупкость международных отношений в этой сфере. Международная безопасность многогранна: если одни страны на передний план ставят энергетическую безопасность, то для других она заключается в защите прежде всего духовно нравственных ценностей. Например, для России вопросы международной безопасности тесно связаны с защитой национальной идентичности и суверенитета (Карпович, 2024).

Крупные страны закрепляют приоритеты своей национальной безопасности на законодательном уровне. Так, в России закреплены приоритеты защиты нравственности и духовных ценностей, а в США и Германии существуют механизмы регулирования вопросов, связанных с энергетическими ресурсами и их эксплуатацией. Такое законодательное регулирование создаёт чёткие рамки государственной политики в соответствующих сферах и, следовательно, помогает минимизировать риски, связанные с внешними и внутренними угрозами.

Энергетическая безопасность тесно связана с экологическими вопросами, что требует интеграции экологических норм в энергетическое законодательство. Например, экологические катастрофы, такие как авария на атомной электростанции «Фукусима-1» в 2011 г., наглядно продемонстрировали, насколько опасными могут быть энергетические объекты при отсутствии должной защиты и контроля. После этого инцидента международное сообщество пересмотрело подходы к ядерной безопасности, что привело к внедрению обновлённых стандартов безопасности, разработанных Международным агентством по атомной энергии (IAEA, 2015). Этот пример подчёркивает, что защита энергетической инфраструктуры должна учитывать не только правовые, но и экологические аспекты, что требует активного международного сотрудничества и согласования мер на глобальном уровне.

Современные вызовы, такие как акты экологического терроризма и попытки вмешательства в работу критически важной инфраструктуры, становятся ключевыми факторами, подрывающими основы международного права и угрожающими международной безопасности. Эти события ставят под угрозу не только безопасность энергетических объектов, но и создают дополнительные правовые сложности, требующие пересмотра и адаптации существующих норм и стандартов (Парамузова, 2020). Особо ярким примером служит Запорожская АЭС, где в последние годы возросло число диверсий и актов саботажа, что вызывает серьёзную обеспокоенность на национальном и международном уровнях.

Применение исключений по соображениям безопасности в международных договорах, включая нормы ВТО, также важно для защиты строительных проектов от внешних угроз. Как показывают исследования (Боклан и Мурашко, 2023), широкое толкование таких исключений может усугубить международные кризисы, поскольку государства способны злоупотреблять ими, оправдывая протекционистские меры. Для инфраструктурных объектов, таких как подводные кабели и трубопроводы, это создаёт риск правовой неопределённости и требует выработки более строгих международных стандартов безопасности.

Значимость координации между государствами в области энергетической безопасности становится очевидной и подтверждается опытом ЕС и ОЭСР. Эти организации разрабатывают правовые и институциональные механизмы, способствующие эффективному обмену информацией, технологиями и передовыми практиками между странами. ЕС в частности принял директиву по энергобезопасности, обязывающую страны-члены координировать действия в условиях энергетического кризиса, обеспечивая тем самым совместную защиту своих энергетических систем и снижение уязвимости перед внешними угрозами (European Union, 2009). Эта директива служит основой правового регулирования и стимулирует международное сотрудничество, повышая устойчивость энергосистем стран-членов.

Решение проблем энергетической безопасности требует комплексных мер и активного сотрудничества государств и международных организаций. Трубопроводные системы поставок нефти и газа традиционно считаются наиболее надёжными в мире. Для постсоветских стран эта система долго оставалась безальтернативной. Созданная в период СССР, эта сеть трубопроводов связывала Россию с отдалёнными регионами союзных республик, поставляя советскую нефть и газ в Западную Европу и обеспечивая незыблемость этих поставок даже в военное время. В период Холодной войны, несмотря на обострение напряжённости, вопросы трубопроводов не рассматривались как часть проблем энергетической безопасности. С распадом СССР основные маршруты были дополнены новыми газо- и нефтепроводами, что поставило перед Россией и новыми государствами задачу строительства новых магистралей для выхода на новые рынки или расширения существующих. Локальные аварии или диверсии, например подрыв газопровода «Давлетбат-Дариялык» (часть системы «Средняя Азия–Центр») в 2009 г., не угрожали общей системе поставок и могли быть быстро устранены (Deutsche Welle, 2009). Однако подрыв газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» 26 сентября 2022 г. кардинально изменил ситуацию в области безопасности и надёжности транспортировки энергоресурсов, создав новые вызовы для международной правовой системы и действующих соглашений.

События, связанные с подрывами «Северного потока» и «Северного потока-2», ещё более обострили проблемы безопасности стратегических инфраструктурных объектов. В 2023 г. были зафиксированы новые акты саботажа, что усилило давление на мировое сообщество. На заседании Совета Безопасности ООН в октябре 2024 г. Россия внесла предложения по усилению правовых механизмов защиты инфраструктуры, включая введение обязательных стандартов безопасности и создание международного мониторингового органа. В результате обсуждений были сделаны первые шаги к разработке новых международных соглашений по предотвращению подобных инцидентов. Тем не менее процесс внедрения и согласования новых правовых норм затягивается, что подчёркивает необходимость дальнейших усилий для оперативного реагирования на современные угрозы.

Инцидент вокруг «Северного потока» выявил существенные недостатки в международных правовых механизмах защиты трансграничных инфраструктурных проектов. Эти проекты, будучи жизненно важными для энергобезопасности государств, часто подвергаются рискам как из-за политической нестабильности в регионах их прохождения, так и из-за саботажа. Это делает необходимым внедрение более комплексных и эффективных правовых мер. Л. Клии предлагает использовать универсальные принципы контрактов МФИК как механизмы единых норм, способные гарантировать правовую прозрачность для участников строительства и эксплуатации крупных проектов (Klee, 2018). В целом, в условиях внешнеполитических конфликтов требуется совершенствование правовых стандартов и механизмов для защиты таких важных объектов как газопроводы, нефтепроводы и линии связи.

Помимо трубопроводов, подводные информационные кабельные линии остаются ключевым элементом глобальной инфраструктуры, обеспечивая связь между континентами и передачу данных. В 2024 г. были зафиксированы новые случаи кибератак и повреждений этих объектов, что подчеркнуло необходимость усиления защиты. Международные нормы были пересмотрены с учётом новых угроз, и на саммите телекоммуникационных организаций приняты обновлённые стандарты безопасности для подводных кабелей. Эти стандарты включают обязательные меры киберзащиты и физической охраны, а также создание специализированных международных агентств по мониторингу и реагированию на инциденты. Согласно докладу ООН по инцидентам с подводными кабелями (ООН, 2022), такие меры повышают устойчивость инфраструктуры к современным угрозам и требуют активного сотрудничества стран для их эффективной реализации.

Детальный анализ правового регулирования в сфере МСКП показывает, что ключевые акторы – государства, на территориях которых расположены и строятся энергетические объекты – играют решающую роль. Газопроводные системы, например, обеспечивают вывод энергоресурсов из стран-экспортеров (Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан) на внешние рынки за пределами СНГ. Российские международные трубопроводы связывают страну с ЕС и Китаем. Через Украину проходят «Уренгой–Помары–Ужгород», «Братство», «Прогресс», долгое время обслуживавшие основные поставки газа в Европу. Существенным остаётся газопровод «Ямал–Европа», проходящий через Белоруссию (Gazprom Export, n.d.). Значение Турецкого потока для экспорта российского газа в Турцию и Юго-Восточную Европу неуклонно растёт (Gazprom, n.d.). Что касается нефти, то около двух третей российских поставок в Европу идут через Белоруссию (РИА Новости, 2009). Стратегически важен и Каспийский трубопроводный консорциум, общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км, соединяющий месторождения западного Казахстана с терминалом под Новороссийском (Каспийский трубопроводный консорциум, n.d.). Этот маршрут, помимо нефти России, обеспечивает свыше трети экспортных поставок нефти Казахстана, подчёркивая его значение для энергетической стабильности региона и за его пределами.

Установлено, что существующая система правового обеспечения международной безопасности недостаточно интегрирована с нормами МСКП. Анализ проектов «Северный поток» и Colonial Pipeline выявил существенные пробелы в международных правовых механизмах, которые не обеспечивают правовую определённость в условиях современных угроз. Выявленные недостатки связаны с отсутствием международных норм, учитывающих быстрое развитие технологий и смену характера конфликтов. Существующие типовые МФИК-контракты не предусматривают адекватных мер по реагированию на новые угрозы, что создаёт правовую неопределённость для участников проектов и увеличивает риски для международной безопасности.

На основе анализа сделан вывод о необходимости разработки и внедрения новых правовых норм и механизмов, учитывающих современные экономические, политические и экологические реалии. Это предполагает интеграцию экологических требований в законодательство энергетических проектов и создание правовых инструментов для защиты инфраструктуры от кибератак и саботажа. Рекомендуется усилить координацию между государствами и международными организациями для формирования более устойчивых и гибких правовых рамок. В частности, обновление стандартных МФИК-контрактов с учётом современных угроз позволит обеспечить более высокий уровень правовой определённости и перераспределения рисков. Создание специализированных международных агентств по мониторингу и защите инфраструктурных проектов также представляется целесообразным для быстрого реагирования на возникающие риски.

Более глубокая интеграция норм международной безопасности и МСКП создаст прозрачную систему распределения ответственности для всех участников строительства и эксплуатации крупных инфраструктурных проектов. Это, в свою очередь, повысит устойчивость и предсказуемость международных инвестиций и строительства, укрепив глобальную стабильность и энергетическую безопасность.

В заключение следует отметить, что совместные усилия государств, международных организаций и профессионального сообщества необходимы для разработки эффективных правовых механизмов, способных обеспечить безопасность и устойчивое развитие международного сообщества. Это позволит не только защитить критически важную инфраструктуру, но и создать условия для мирного сосуществования государств и продвижения глобального сотрудничества.

Примечание о публикации основных научных результатов

Научная специальность: 5.1.5. Международно-правовые науки.

Правовое обеспечение системы всеобъемлющей международной безопасности. Разоружение и международное право. Системы коллективной безопасности.

Основные научные результаты опубликованы в следующей рецензируемой статье: Белкин, Д. С. Правовое обеспечение системы всеобъемлющей международной безопасности и международное строительное контрактное право: вызовы и решения / Д. С. Белкин // Международный научный вестник. – 2024. – № 12. – С. 169-176. – EDN TIAOED. EDN: TIAOED eLIBRARY ID: 79716896

Список источников

1. Боклан, Д. С., и Мурашко, Е. А. (2023). Опасная практика ВТО: толкование исключения по соображениям безопасности в споре США — требования к маркировке. Журнал ВШЭ по международному праву, 1(2), 113–123.

2. Карпович, О. Г. (2024). Роль России в отстаивании традиционных духовно-нравственных ценностей в условиях современного мирового развития. Россия и мир: научный диалог, 2, 39–51.

3. Клее, Л. (2018). Международное строительное контрактное право. Джон Уайли энд Санс.

4. Коскенниеми, М. (2006). От извинения к утопии: структура международно-правового аргумента. Кембридж Юниверсити Пресс.

5. Кукеев, А. К. (2024). Государственная политика обеспечения энергетической безопасности в зарубежных странах: конституционно-правовой аспект. Бюллетень Карагандинского университета “Law Series”, 11429(2), 48–59.

6. Кулагин, В. М. (2021). Современная международная безопасность: учебное пособие. КноРус.

7. Парамузова, О. Г. (2020). Современные международно-правовые проблемы ядерной безопасности и радиационной защиты. Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 2(32), 56–64.

8. Яковенко, А. В. (2019). Почему мир становится для нас всё менее предсказуемым. Дипломатическая служба, 3, 16–19.

9. Ярков, В. В., и Долганичев, В. В. (2020). Групповые иски: сравнительный анализ. European and Asian Law Review, 1, 118–133.