ГЛАВА 20. Унификация транснациональных строительных контрактов и экономическая безопасность: доктринальный анализ международно-правовых механизмов

Dmitry Belkin

Автор: Белкин Дмитрий Семёнович (ORCID: https://orcid.org/0009-0003-1532-1958)

Славяно-Греко-Латинская академия, кафедра международного права, доцент, Москва, Россия. E-mail: dmitryb81@gmail.com

DOI: 10.64457/icl.ru.ch20

PDF · BibTeX · RIS

Глава раскрывает место международного строительного контрактного права (МСКП) в системе международного экономического права, уделяя внимание унификации договорных моделей через стандартные формы Международной федерации инженеров-консультантов (МФИК). Последовательно анализируются эволюция трансграничных проектов и возрастание роли транснациональных корпораций, нормативные механизмы — от «Хартии экономических прав и обязанностей государств» 1974 года до современных мягкоправовых актов, — а также категория экономической безопасности. Сравнительно-правовой анализ подтверждает, что типовые контракты МФИК снижают правовые и финансовые риски, упорядочивая распределение ответственности сторон. Итоговый вывод подчёркивает необходимость дальнейшего совершенствования унифицированных стандартов и укрепления международно-правового контроля деятельности ТНК в многополярном мире, что повышает предсказуемость реализации крупных инфраструктурных проектов.

Международное экономическое право включает множество норм, регулирующих глобальные экономические связи, такие как торговля, инвестиции и взаимодействие между странами в различных секторах экономики. Важным компонентом международного экономического права является международное строительное контрактное право (МСКП) – совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения и обязательства сторон в трансграничных строительных проектах. МСКП требует особого правового регулирования из-за сложности таких проектов и необходимости учета интересов разных государств и частных субъектов. Международно-правовое сотрудничество в этой сфере способствует разработке единых стандартов и норм, которые упрощают взаимодействие сторон и защищают их права в строительных контрактах. Важную роль в этом процессе играет унификация договорных форм через типовые контракты. Лукас Кли, например, подчеркивает центральную роль правовой унификации посредством стандартных форм договоров, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (МФИК).

Стремление к унификации посредством форм МФИК обусловлено необходимостью создания единообразной правовой базы, способствующей упорядочению договорных отношений участников международных строительных проектов. Применение стандартных форм контрактов МФИК позволяет снизить правовые и финансовые риски, возникающие при реализации таких проектов, обеспечивая большую предсказуемость правовых последствий и эффективное распределение ответственности между участниками. Это упрощает управление проектами и способствует соблюдению международных норм и стандартов в строительной отрасли.

Данное исследование акцентирует внимание на анализе роли международно-правовых механизмов в унификации и регулировании трансграничных строительных контрактов. В его основе лежат методы сравнительного правоведения и правового анализа, включая анализ международных документов и типовых контрактов МФИК, а также общего транснационального регулирования. Особое внимание уделено взаимодействию национальных и международных норм, что позволяет глубже оценить роль транснациональных корпораций в международном строительном контрактном праве. Использование нормативных актов, доктринальных источников и примеров конкретных проектов позволило сформулировать выводы и рекомендации по унификации правовых норм и обеспечению экономической безопасности.

Типовые формы МФИК играют ключевую роль в гармонизации международных контрактных норм. Создание и использование единых моделей контрактов обеспечивает стандартизацию правовых рамок и способствует снижению неопределенности для сторон. Благодаря унифицированным формам контрактов участники проектов получают гарантии относительно распределения рисков и обязанностей, что особенно важно в условиях сложных трансграничных проектов. Это позволяет более эффективно управлять проектами и поддерживать доверие между сторонами, влияя на повышенную предсказуемость и стабильность правовых последствий в строительной сфере.

Транснациональные корпорации (ТНК) являются одной из движущих сил глобализации мировой экономики. Они значительно влияют на развитие международного экономического права и правовое сотрудничество в различных секторах, включая строительное контрактное право. ТНК активно участвуют в реализации крупных трансграничных строительных проектов, что требует особого правового регулирования и гармонизации норм между различными юрисдикциями. По данным ЮНКТАД, число ТНК в мире выросло с нескольких сотен в середине XX века до десятков тысяч к концу века, что отражает их возрастающее значение в глобальной экономике.

Большинство ТНК базируется в развитых странах, однако они активно расширяют свою деятельность в развивающихся регионах (около 65 % компаний имеют филиалы в развивающихся странах). Этот глобальный характер деятельности подчёркивает необходимость унифицированного международно-правового регулирования. Одной из ключевых причин роста ТНК является ограниченность внутренних рынков и потребность выхода на международную арену для расширения производства. В условиях глобальной конкуренции и антимонопольного регулирования ТНК стремятся использовать свои преимущества на зарубежных рынках, что требует создания единых правовых механизмов в сфере международных строительных контрактов. Это обеспечивает защиту интересов участников проектов и гармонизацию нормативных актов, способствуя экономическому развитию и укреплению международного сотрудничества.

Влияние ТНК ослабляет традиционную роль государства как центрального регулятора, превращая корпорации в ключевых субъектов на мировой политической и экономической арене. Каждое государство, входя в международные экономические отношения, стремится отстаивать свои национальные интересы, что в условиях ограниченности ресурсов неизбежно приводит к конкуренции между государствами и коммерческими акторами. В сфере международного строительства эта конкуренция может вызывать споры, требующие эффективных механизмов разрешения конфликтов и правового сотрудничества. В. Б. Мантусов указывает, что конкуренция между государственными и негосударственными субъектами требует надёжных механизмов международного экономического права для обеспечения стабильности и взаимовыгодного сотрудничества.

В многостороннем регулировании деятельности ТНК центральную роль играют международные правовые нормы, закреплённые в ряде ключевых документов. Так, «Хартия экономических прав и обязанностей государств» 1974 года первой поставила вопрос о необходимости особых норм для ТНК, подчёркивая ключевую роль государств в установлении и обеспечении правовых рамок для корпораций. Статья 2 Хартии закрепляет суверенное право каждого государства самостоятельно регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах своей юрисдикции. Это позволяет государствам устанавливать собственные правила для иностранных инвесторов с учётом национальных приоритетов – будь то стимулирование роста, защита внутренних рынков или обеспечение устойчивого развития. Одновременно Хартия предоставляет правительствам полномочия регулировать деятельность ТНК на своей территории, требуя от корпораций соответствия национальной экономической и социальной политике принимающего государства. Таким образом обеспечивается баланс между привлечением инвестиций и защитой суверенных интересов.

Хартия также предписывает, чтобы деятельность ТНК не угрожала политической стабильности и социальному устройству принимающих стран. Это требование особенно актуально для развивающихся государств, где корпорации могут иметь существенное влияние на внутренние процессы. Государства обязаны разрабатывать механизмы, препятствующие нежелательному вмешательству ТНК во внутренние дела, и находить баланс между притоком инвестиций и защитой национальных интересов. В конечном итоге, регулирование ТНК, предусмотренное Хартией, направлено на обеспечение внутренней стабильности и содействие развитию национальной экономики при соблюдении международных обязательств.

Однако влияние Хартии 1974 года на международное регулирование ТНК ослабло из-за негативной реакции ряда государств. США, например, выступили против строгих положений Хартии, видя в них угрозу свободной торговле и интересам американских компаний. В 1980-е гг. это привело к пересмотру подходов к корпорациям и появлению новой концепции – «международной экономической безопасности». В 1987 году Генассамблея ООН обсуждала идею международной экономической безопасности, частично перекликающуюся с Хартией, однако без введения обязательной системы экономических прав и обязанностей. Отметим, что С. Л. Натапов указывает: международные документы рекомендательного характера, такие как «Нормы об обязанностях ТНК и других экономических субъектов в сфере прав человека», играют важную роль в выработке стандартов поведения для корпораций, однако их эффективность зависит от уровня реализации на национальном уровне.

Пересмотр Хартии в 1992 году фактически снизил её обязательный характер и расширил свободу действий ТНК на международной арене. Это изменение затронуло практику международного строительного права, где всё более важную роль стала играть корпоративная социальная ответственность (КСО). КСО рассматривается корпорациями не только как моральный императив, но и как стратегический инструмент управления рисками, нацеленный на устойчивое развитие и соблюдение международных норм. По мнению Карандеева и Слинько, активная социальная политика бизнеса укрепляет отношения между бизнесом и местными сообществами, способствуя устойчивому социально-экономическому развитию регионов. Таким образом, КСО стала одним из важных механизмов компенсации ослабления наднационального регулирования, направленным на поддержание доверия и устойчивого развития.

На национальном уровне законодательство о прямых иностранных инвестициях остаётся ключевым инструментом управления деятельностью ТНК в сфере строительства. Участие ТНК в трансграничных проектах критично для развития инфраструктуры и роста принимающих стран. Нередко новые компании сразу становятся транснациональными, сразу участвуя в международных проектах. Мотивы ТНК инвестировать в строительный сектор можно классифицировать следующим образом: расширение внешних рынков для сбыта услуг и технологий, оптимизация производства через внедрение инноваций, доступ к ресурсам принимающей страны (сырьевые материалы, трудовые ресурсы) и приобретение новых активов (интеллектуальной собственности, оборудования). Все эти факторы стимулируют технологическое развитие и укрепляют конкурентные позиции компаний.

Деятельность ТНК претерпевает изменения в контексте стратегии догоняющего развития, применяемой многими странами. По словам Ф. С. Губайдуллиной (2023), привлечение ПИИ стало ключевым элементом сокращения отставания от мировых лидеров. Государства модернизируют экономики за счёт заимствования технологий и управленческих практик, активно привлекая ТНК для реализации крупных инфраструктурных проектов. Практика показывает, что инвестиции ТНК принимают форму как слияний и поглощений, так и «зеленых» инвестиций (создание предприятий с нуля). Объёмы ПИИ в строительстве продолжают расти, существенно влияя на мировую инфраструктуру. Губайдуллина отмечает, что успешное привлечение ПИИ способствует наращиванию производственных мощностей и конкурентоспособности принимающих стран, однако требует создания благоприятных институциональных условий, включая налоговые льготы и специальные экономические зоны. Так, страны Юго-Восточной Азии, такие как Сингапур и Южная Корея, добились значительного прогресса за счёт активного привлечения иностранных инвестиций, что способствовало развитию высокотехнологичных отраслей и интеграции в мировую экономику. В целом инвестиционная активность ТНК остается мощным драйвером экономического роста и модернизации, но одновременно требует тщательного регулирования с учётом национальных условий.

Понятие экономической безопасности является одной из ключевых категорий современного международного экономического права и сотрудничества. В условиях глобальной конкуренции и политической нестабильности обеспечение экономической безопасности становится важным фактором стабильности и успешной реализации крупных проектов. Экономическая безопасность представляет собой синтетическую категорию, лежащую на пересечении экономики и политологии, связанной с такими понятиями, как экономическая независимость, устойчивость и адаптивность. По определению Крутикова и соавторов, она базируется на способности государства и его экономики противостоять внешним и внутренним угрозам, минимизируя их влияние и обеспечивая стабильность и развитие.

В контексте МСКП экономическая безопасность реализуется через управление рисками политического, финансового и институционального характера, способными повлиять на реализацию проектов. Ключевым элементом этой концепции является стабильность экономики, достигаемая посредством структурных реформ, поддержки инноваций и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, включая иностранные . В условиях многополярного мира значительную часть угроз имеют транснациональный характер, что требует комплексных стратегий безопасности. Это особенно важно для международных строительных проектов, зависимых от внешних инвестиций и партнёрств. В таких условиях экономическая безопасность направлена на защиту ключевых экономических интересов, обеспечение устойчивого развития и минимизацию зависимости от иностранного влияния. Её важная составляющая – связь с устойчивым развитием: долгосрочный экономический рост, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры и повышение уровня жизни обеспечивают стабильность. Особенно актуально это для долгосрочных строительных инвестиций, которые требуют поддержки государства, включая меры по предотвращению экономических и социальных рисков.

Понятие безопасности – и в частности экономической – занимает центральное место в международном праве и сотрудничестве, в том числе в МСКП. Оно включает защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В многополярном мире задачей экономической безопасности является обеспечение прав и социальной защиты граждан разных стран в рамках национальных конституций и международных норм. Устойчивость экономической системы, особенно в строительной отрасли, является показателем надёжности международных контрактных связей и способности адаптироваться к кризисам и нестабильности.

Разработка концепции экономической безопасности в строительном праве предполагает анализ её теоретических основ в контексте международного экономического права, выявление взаимосвязи между глобальными процессами и региональными особенностями. Обобщение феномена позволяет выделить ключевые риски и механизмы их управления, что служит базой для обеспечения устойчивости контрактных отношений. Так, Т. Ю. Феофилова предлагает подход, связывающий экономическую безопасность регионов с теориями региональной экономики, и выделяет уровни и показатели безопасности. Этот подход учитывает специфику региональной экономики и международных процессов, что важно для строительного права. Феофилова подчёркивает важность детального управления рисками: выделение факторов-источников рисков и механизмов их нейтрализации способствует защитной адаптации экономики региона. Для международных проектов это означает создание механизмов, минимизирующих внешние угрозы и обеспечивающих долговременную устойчивость контрактов. Такой подход особенно актуален, поскольку многополярный мир предъявляет новые вызовы к управлению экономическими рисками и поддержанию стабильных экономических связей.

Международная экономическая безопасность определяется не только общей стабильностью международных связей, но и правовыми механизмами, регулирующими мировую экономическую деятельность. В МСКП это проявляется в необходимости правового обеспечения защиты интересов всех участников проектов с учётом ресурсного потенциала и особенностей территорий. Обеспечение стабильности региональной экономики и защита её от внешних воздействий достигаются через международное сотрудничество и гармонизацию правовых норм, что способствует установлению устойчивых экономических связей и снижению риска негативного влияния извне.

Национальная экономическая безопасность включает множество компонентов – от демографической и информационной безопасности до социального обеспечения и обороны. Её эффективность во многом зависит от применения норм международного права. А. А. Рычагова отмечает, что глобализация порождает новые вызовы и угрозы экономической безопасности, затрагивая экономических субъектов всех уровней. Она заключает, что влияние глобальных факторов требует стратегического подхода к обеспечению экономической стабильности и защиты от внешних негативных воздействий. Это особенно важно для устойчивости международных экономических операций, включая строительные проекты. Многоуровневое взаимодействие международных и национальных норм в сфере экономической безопасности создаёт благоприятную и безопасную среду для реализации строительных контрактов, что в свою очередь обеспечивает долгосрочную стабильность и развитие регионов.

Подходы к экономической безопасности различаются в зависимости от национальных традиций и правовых систем. Например, западные концепции, включая американскую, делают упор на суверенитет в экономических решениях и высокий уровень жизни населения, что отражается в жёстких условиях и защите интересов национальных субъектов в международных договоренностях. К. С. Алпысбаев подчёркивает важность политики экономической безопасности в корпоративном управлении: исследования в Казахстане показывают, что эффективное управление рисками и стратегическое развитие корпораций способствуют защите их экономических интересов на международном уровне.

В российской практике экономическая безопасность обычно рассматривается через призму устойчивого социально-экономического развития и защиты национальных интересов. Это влияет на законодательство, касающееся международного строительного права, и на условия участия российских компаний в глобальных проектах. Российский подход делает акцент на поддержании стабильности в условиях внутренней и внешней турбулентности, что сказывается на методах управления рисками и защите интересов государства и бизнеса. А. А. Ремезков формулирует экономическую безопасность как состояние производительных сил экономики, обеспечивающее защиту национальных интересов и конкурентоспособность страны. Несмотря на давность определения, оно остаётся актуальным в современных условиях международного экономического права. В многополярном мире роль экономической безопасности возрастает, а в сфере международного строительного права её обеспечение требует создания эффективных правовых механизмов, направленных на защиту участников проектов с учётом ресурсов и особенностей каждой территории.

Проведённый анализ подчёркивает значимость международного строительного контрактного права в контексте международного экономического права, с акцентом на унификацию правовых механизмов и укрепление международного сотрудничества. Особое внимание было уделено выбору применимого права, регулированию трансграничных строительных проектов и роли транснациональных корпораций. Результаты анализа подтверждают, что унифицированные форматы контрактов МФИК существенно снижают правовые и финансовые риски, повышая предсказуемость правовых последствий и способствуя гармонизации норм в международной среде.

Исследование выявило необходимость дальнейшей унификации правовых норм в области транснационального строительства. Использование типовых контрактов МФИК демонстрирует значительное влияние на снижение рисков и упрощение взаимодействия между сторонами проектов, подчёркивая потребность в развитии и адаптации международных стандартов в условиях многополярного мира. Транснациональные корпорации, как активные участники международных проектов, требуют эффективного правового регулирования и согласования национальных и международных норм.

Особое внимание в рекомендациях уделено вызовам регулирования деятельности ТНК в эпоху многополярности и роста числа трансграничных проектов. Усиление международного правового контроля и обеспечение соблюдения стандартов МФИК являются критически важными для защиты национальных интересов и гармонизации норм. Это предполагает международное сотрудничество, направленное на укрепление устойчивости и безопасности контрактных связей.

На основе анализа рекомендуется продолжить развитие унифицированных контрактов МФИК с учётом актуальных глобальных вызовов. Важным направлением является совершенствование международного правового контроля за деятельностью ТНК для обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности в строительной сфере. Указанные меры позволят повысить качество взаимодействия между сторонами, защитить их права и укрепить стабильный правовой порядок в международной строительной отрасли.

Примечание о публикации основных научных результатов

Научная специальность: 5.1.5. Международно-правовые науки.

Международное экономическое право и международно-правовое сотрудничество в отдельных сферах экономической деятельности.

Основные научные результаты опубликованы в следующей рецензируемой статье: Белкин, Д. С. Международное строительное контрактное право / Д. С. Белкин // Современный юрист. – 2024. – № 4(49). – С. 51-65. – EDN NIEEJX. EDN: NIEEJX eLIBRARY ID: 76090214

Список источников

1. Алпысбаев, К. С. (2019). Политика экономической безопасности как элемент корпоративного управления (дис.). Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

2. Карандеев, С. М., & Слинько, А. А. (2015). Социальная политика бизнеса в регионе: вклад в устойчивое развитие. Регион: системы, экономика, управление, (2), 153–158.

3. Кли, Л. (2018). Международное строительное контрактное право. Джон Уайли энд Санс.

4. Крутиков, В. К. (2017). Экономическая безопасность.

5. Малиновская, И. Г. (2013). Транснациональные корпорации и международно-правовое регулирование их деятельности. Современные научные исследования и инновации, (11), 30–30.

6. Мантусов, В. Б. (2022). Мировая торговля в системе международных экономических отношений. Литрес.

7. Натапов, С. Л. (2010). ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека. Проблемы экономики и юридической практики, (4), 137–139.

8. Ремезков, А. А. (2007). Теоретико-методологические основы экономической безопасности. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, (1), 54–59.

9. Рычагова, А. А. (2020). Экономическая безопасность: новые подходы в контексте глобализации. В Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития (с. 354–358).

10. Феофилова, Т. Ю. (2015). Экономическая безопасность в обеспечении развития социально-экономической системы региона: теория и методология (дис.). Санкт-Петербургский университет МВД РФ.

11. Харламов, А. В. (2010). Глобализация и экономическая безопасность государства. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, (5), 22–28.

12. Шумилов, В. М. (2023). Трансформация глобального экономического правопорядка в условиях формирования многополярного мироустройства. Российский внешнеэкономический вестник, (5), 9–16.

13. Цой, Е. В. (2019). Прямые иностранные инвестиции в мире за 2017 год: прогноз и реальность (по материалам докладов ЮНКТАД о мировых инвестициях). Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник, (4), 168–173.