ГЛАВА 18. Интеграция норм воздушной безопасности и международного строительного контрактного права: теоретико-институциональный анализ
В главе анализирются правовые риски пересечения международного воздушного права и международного строительного контрактного права при стремительном росте высотной застройки и появлении пассажирских квадрокоптеров. На основе статистики авиационных происшествий 1991–2017 годов и доктринальных трудов Брейера, Веноит, Клии, Годвина и др. показано, что несогласованность норм увеличивает частоту столкновений воздушных судов с объектами инфраструктуры. Использованы сравнительный правовой анализ, 3-D-моделирование QGIS/ArcGIS и данные ADREP ICAO. Предложены: включение требований воздушной безопасности в стандарты МФИК, гибридная модель «ICAO + национальные правила», глобальная система автоматизированного мониторинга высотных объектов и обязательная оценка влияния проектов на воздушное пространство при заключении контрактов. Реализация мер способна снизить аварийность и обеспечить устойчивое развитие «аэротрополисов».
Наступает эра пассажирских квадрокоптеров, что требует нового подхода к обеспечению безопасности воздушного пространства. Инциденты со строительными конструкциями в воздухе не являются редкими. Лишь в Российской Федерации за период 1991–2013 годов зарегистрировано 66 авиационных событий из-за столкновений с линиями электропередачи. Эти происшествия унесли десятки жизней: например, в 2011 году Ту-134 при взлёте зацепил ЛЭП, и в результате аварии погибли 44 человека. Такие случаи показывают, насколько важно проанализировать существующие правила и заблаговременно выработать эффективные меры безопасности.
Международное воздушное право (основанное на Чикагской конвенции 1944 г., Монреальской конвенции 1999 г. и стандартах ИКАО) остаётся основным регулятором безопасности полётов. Одновременно развивается международное строительное право и его контрактная ветвь, основанная на типовых формах FIDIC. Однако между этими системами существует разрыв: бурный рост высотного строительства и концепций «города-аэропорта» («аэротрополисов») создаёт новые вызовы и риски для воздушной безопасности.
Существующие исследования подчёркивают этот разрыв. Так, Баталов (2020) анализирует источники международного воздушного права и подчёркивает значение стандартов ИКАО, но не затрагивает строительных норм. Кудинов и соавторы (2020) выявили пробелы в международных соглашениях РФ об авиации, а Сипош (2023) подробно исследовал ключевые авиационные конвенции. Ни одна из этих работ прямо не связывает нормы воздушного и строительного права. Цель настоящего исследования — определить, следует ли интегрировать требования по безопасности воздушного пространства в международные строительные контракты (например, стандарты FIDIC) и/или дополнительно регулировать строительные аспекты в рамках международного воздушного права, чтобы снизить риск столкновений.
Методология сочетает сравнительно-правовой анализ Чикагской и Монреальской конвенций, стандартов ИКАО и договорных норм FIDIC с трёхмерным моделированием. С помощью ГИС-программ (QGIS/ArcGIS) были созданы 3D-модели высотных строений и инфраструктуры вокруг аэропортов для симуляции их влияния на траектории полётов. Проанализированы данные ADREP ИКАО и реальные отчёты об авиационных инцидентах, чтобы установить связь между нормативными пробелами и столкновениями.
Результаты показывают, что отсутствие единых международных стандартов и разнородность национального регулирования существенно повышают опасность. Данные ADREP подтверждают: столкновения самолётов с ЛЭП и высокими зданиями часто приводят к катастрофам. Концепция «аэротрополиса», повышая экономическую активность вокруг аэропорта (см. Charles et al., 2007; Freestone & Baker, 2011), создаёт дополнительные сложности безопасности: в отсутствие согласованных правил каждая страна определяет собственные ограничения по высоте, что увеличивает риск аварий.
Исходя из анализа, предлагается ряд мер. Во-первых, включить в стандарты FIDIC специальные статьи по воздушной безопасности, обязывающие подрядчиков оценивать и минимизировать влияние строительных проектов на воздушное пространство. Во-вторых, внедрить гибридную модель правового регулирования: сочетание обязательных международных стандартов ИКАО с адаптивными национальными нормами, учитывающими инфраструктурные особенности каждой страны. В-третьих, создать глобальную автоматизированную систему мониторинга высотных объектов вокруг аэропортов (с использованием БПЛА и спутниковых данных) для своевременного обнаружения потенциальных угроз полётам.
Комплексное применение этих мер способно существенно снизить число столкновений самолётов со строительными объектами и обеспечить устойчивое развитие «аэротрополисов», сочетая интересы авиационной безопасности и инженерно-строительных проектов.
Примечание о публикации основных научных результатов
Научная специальность: 5.1.5. Международно-правовые науки.
Международное воздушное право. Правовой режим и обеспечение безопасности воздушного пространства. Международно-правовое регулирование воздушных сообщений.
Список источников
1. Брейер, В. (2024). Международное строительное право: обзор. Тейлор энд Фрэнсис.
2. Веноит, У. К. (2009). Международное строительное право. Американ Бар Ассосиэйшн.
3. Молинё, Ч. Б. (1998). Международное строительное право. Джон Уайли энд Санс.
4. Клии, Л. (2018). Международное строительное контрактное право. Джон Уайли энд Санс.
5. Годвин, У. (2013). Международные строительные контракты: справочник. Уайли–Блэквелл.
6. Скеггс, К. (2003). Партнёрство проекта в международной строительной индустрии. Интернэшнл Констракшн Ло Ревью.
7. Баталов, А. А. (2020). Источники международного воздушного права: актуальные вопросы теории и практики. Московский журнал международного права, (3), 64–90.
8. Кудинов, А. С., Кудряшова, А. М., & Алексеев, М. А. (2020). К вопросу о модернизации системы международных соглашений о воздушном сообщении Российской Федерации. Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, (5), 23–32.
9. Сипош, А. (2023). Международное авиационное право: регулирование в трёх измерениях. Шпрингер.
10. Чарльз, М. Б., Барнс, П., Райан, Н., & Клейтон, Дж. (2007). Будущее аэропортов: к критике модели «аэротрополиса». Фьютчерс, 39(9), 1009–1028. DOI: 10.1016/j.futures.2007.03.017
11. Фристоун, Р., & Бейкер, Д. (2011). Модели пространственного планирования развития городов, ориентированных на аэропорт. Джорнал оф Планнинг Литерачур, 26(3), 263–279. DOI: 10.1177/0885412211401341