ГЛАВА 17. Доктринальные основы правового режима морских строительных проектов: синергия КООНМП, МСКП и принципа устойчивого развития
Правовой режим морских пространств формируется на основе Конвенции ООН по морскому праву (КООНМП) и международного строительного контрактного права (МСКП). Стандарты МФИК задают единые условия распределения рисков и экологических обязательств в инфраструктурных проектах портов, терминалов и искусственных сооружений. Исследование выявляет, что согласованное применение положений КООНМП и МФИК снижает вероятность межгосударственных и инвестиционных конфликтов, укрепляет правовую определённость для частных инвесторов и обеспечивает сохранность морской среды. Структура главы охватывает: (1) нормативные основы; (2) распределение ответственности сторон; (3) анализ ключевой судебной и арбитражной практики; (4) предложения по совершенствованию механизмов устойчивого развития. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что комплексное соблюдение указанных норм обеспечивает баланс экономических и экологических интересов при реализации морских проектов.
Традиционное международное морское право (ООН Конвенция по морскому праву 1982 г., UNCLOS) разграничивает последовательные морские зоны прибрежного государства – внутренние воды, территориальное море (до 12 морских миль), прилежащую зону, исключительную экономическую зону (ИЭЗ, до 200 миль) и континентальный шельф. В территориальном море государство обладает суверенитетом, а в ИЭЗ и на шельфе – исключительно́ми правами на разведку и разработку живых и неживых ресурсов (рыбы, нефть, газ, минеральные отложения и др.) под своим управлением. Так, например, NOAA отмечает, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет «суверенные права для разведки, разработки, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, морского дна и недр» (включая «производство энергии из воды, течений и ветра»). Континентальный шельф определяется как подводное продолжение материка, и международное право подтверждает за каждым прибрежным государством право изучать и эксплуатировать ресурсы шельфа в соответствии с Конвенцией (ст. 77–81 UNCLOS) и обычаями, без ущерба правам других государств. Установленные нормы UNCLOS позволяют прибрежным странам возводить на ИЭЗ и шельфе искусственные острова, морские платформы и другие сооружения, контролировать их строительство и эксплуатацию. При этом искусственные острова не обладают отдельным территориальным морем и полностью подпадают под юрисдикцию государства-строителя. Особое положение уделено подводным трубопроводам: статьи 80–81 Конвенции разрешают прокладку кабелей и магистральных трубопроводов через шельф, но предоставляют прибрежному государству право требовать уведомления и при необходимости временно приостанавливать работы. Объекты портовой инфраструктуры в пределах прибрежных вод (территориального моря) регулируются национальным правом соответствующего государства.
В контексте международных строительных контрактов ключевую роль играют стандарты Международной федерации консультационных инженеров (МФИК). Например, МФИК в «Голубой книге» (контракт на дноуглубительные и рекультивационные работы, 1-е изд. 2006 г.) определяет стандартные условия для простых дноуглубительных проектов. Эти формы не предназначены для сложных морских сооружений (глубоководных платформ, ветроэнергетических установок, сложных рекультиваций и др.), требующих адаптации контрактных условий к специфике объекта. При проектировании морской инфраструктуры (подводных трубопроводов, оффшорных платформ, искусственных островов, портовых сооружений) используются типовые договоры МФИК или их гибриды с другими стандартами, а также дополнительные положения по безопасности, охране окружающей среды и ответственности. В текстах контрактов часто включают положения об исследовании морского дна, страховании рисков, гарантиях сохранности рыболовных ресурсов и учета влияния на биоразнообразие. При этом национальные регламенты (например, Россия: Морской кодекс РФ, законы «О внутренних морских водах и территориальном море», «О континентальном шельфе»; Германия: морское право и Водный кодекс; Испания: «Ley de Costas» и др.) предусматривают лицензирование таких работ и защиту прибрежных природных богатств. В области ВИЭ (оффшорные ветроустановки, приливные электростанции) государства на основании норм морского права предоставляют концессии или разрешения для установки энергетических платформ.
Разрешение споров по международным морским строительным контрактам осуществляется преимущественно в арбитраже (ICC, LCIA, ICSID и др.), поскольку они часто выходят за рамки национальной юрисдикции. Практика арбитражей показывает, что такие споры учитывают нормы UNCLOS и национального права при определении прав сторон. Например, в деле COMMISA v. Pemex-Exploración y Producción (ICC) арбитраж рассматривал контракт на строительство морских нефтяных платформ. Трибунал присудил возмещение COMMISA за односторонний отказ Pemex от контракта, но мексиканские суды впоследствии отменили это решение, посчитав действия Pemex актом публичной власти. США, напротив, поддержали принудительное исполнение арбитражного решения. Этот пример иллюстрирует столкновение частных контрактных прав и суверенных prerogative прибрежного государства и подчёркивает важность чёткой арбитражной оговорки и международных механизмов обеспечения исполнения решений. В других прецедентах (Unionmatex v. Turkmenistan, Jan de Nul v. Египет, Salini v. Марокко и др.) выявляются экономические и политические факторы давления на подрядчика. Международный арбитраж опирается как на договорные нормы МФИК, так и на международные договоры (конвенции и соглашения по эксплуатации морских ресурсов). В то же время эффективное принудительное исполнение арбитражных решений может осложняться национальным законодательством и геополитическими рисками.
В целом, современный режим морских пространств предполагает сбалансированное сочетание прав прибрежных государств и международных свобод. Инфраструктурные проекты требуют согласования стандартов МФИК с UNCLOS: к примеру, проект подводного газопровода «Северный поток» демонстрирует необходимость двусторонних и многосторонних соглашений. Одновременно ставка делается на координацию контрактных условий и регулирование окружающей среды. Так, испанский опыт при строительстве портовых сооружений и ветроэнергетики Балтии показывает стремление обеспечивать устойчивое развитие прибрежных экосистем, соблюдая «зеленые» нормы. Наконец, институт UNCLOS и практика МФИК стимулируют интеграцию национальных правил в единое правовое поле, что способствует предсказуемости инвестиций и минимизации конфликтов в трансграничном морском строительстве.
Примечание о публикации основных научных результатов
Научная специальность: 5.1.5. Международно-правовые науки.
Международное морское право. Правовой режим морских пространств и их природных ресурсов.
Основные научные результаты опубликованы в следующей рецензируемой статье: Белкин, Д. С. Правовой режим морских пространств и их природных ресурсов в контексте международного строительного контрактного права / Д. С. Белкин // Международное право. – 2025. – № 3. – С. 32-48. – DOI 10.25136/2644-5514.2025.3.74094. – EDN YLQSFJ. DOI: 10.25136/2644-5514.2025.3.74094 EDN: YLQSFJ eLIBRARY ID: 83001220
Ссылка на статью: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=74094
PDF статьи: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_83001220_54667336.pdf
Список источников
1. Вылегжанин, А. Н., Корженяк, А. М. (2022). Клаузулы устойчивого развития в международном морском праве. Московский журнал международного права, 4, 6–33. 10.24833/0869-0049-2022-4-6-33.
2. Джунусова, Д. Н. (2012). Международное морское право: учебное пособие. Издательский дом «Астраханский университет». ISBN 978-5-9926-0557-0.
3. Серегина, О. Н. (2016). Кодификация норм международного публичного права на примере Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Актуальные проблемы права, , 195–197.
4. Гараев, М. И. (2019). Международные пограничные споры о морской делимитации в практике Международного Суда ООН. Вестник экономики, права и социологии, 1, 65–69.
5. Архипова, А. Г., Абросимова, Е. А. (2021). Арбитрабельность морских споров с публично-правовым элементом. Вестник Томского государственного университета, 463, 196–205. 10.17223/15617793/463/25.
6. Елизаров, М. В. (2017). О средствах мирного урегулирования международных морских споров. Актуальные проблемы права и государства в XXI веке, 9(3), 197–201.
7. Бойл, А. Э., Редгвелл, К. (2021). Международное право и окружающая среда. Оксфордский университетский пресс.
8. Робертс, Дж. (2006). Охрана морской среды и сохранение биоразнообразия. Шпрингер.
9. Чарретт, Д. (ред.). (2019). Международное применение контрактов МФИК: практическое руководство. Тейлор энд Фрэнсис.