ГЛАВА 11. Системная доктрина международного строительного подряда: нормативно-институциональное обеспечение многополярного регулирования

Dmitry Belkin

Автор: Белкин Дмитрий Семёнович (ORCID: https://orcid.org/0009-0003-1532-1958)

Славяно-Греко-Латинская академия, кафедра международного права, доцент, Москва, Россия. E-mail: dmitryb81@gmail.com

DOI: 10.64457/icl.ru.ch11

PDF · BibTeX · RIS

В главе описаны дипломатические и консульские механизмы сопровождения трансграничных строительных проектов, имеющие стратегическое значение в условиях становления многополярного мира. Сравнительный анализ Конвенции ООН 1980 г., Принципов УНИДРУА, стандартов МФИК и антикоррупционных норм (FCPA) выявляет коллизии права, юрисдикционные неопределённости и репутационные риски подрядчиков. Показана взаимосвязь дипломатической защиты, консульского содействия и стандартизированных форм контрактов, снижающая правовую неопределённость и укрепляющая межгосударственные отношения. Итогом является система из десяти практических механизмов для МИД РФ: от координации с Новым банком развития БРИКС до формирования глобального инфраструктурного бренда, направленных на продвижение российских компаний и повышение предсказуемости исполнений.

В главе описаны дипломатические и консульские механизмы сопровождения трансграничных строительных проектов, имеющие стратегическое значение в условиях становления многополярного мира. Сравнительный анализ Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Принципов УНИДРУА, стандартных форм Международной федерации инженеров-консультантов (МФИК) и антикоррупционного законодательства США (FCPA) выявляет коллизии права, юрисдикционные неопределённости и репутационные риски подрядчиков. Показано, что унификация договорных условий и постоянное консульское содействие позволяют снизить эти риски. Итогом является система из десяти практических дипломатических механизмов – от координации с Новым банком развития БРИКС до формирования глобального инфраструктурного бренда – направленных на повышение предсказуемости и доверия инвесторов. Интегрируя доктрину строительного контракта с правом внешних сношений, исследование демонстрирует, что сочетание дипломатии, арбитражной практики и внутренних контрольных механизмов совместно снижает правовую неопределённость и способствует сотрудничеству.

Международные строительные проекты в условиях ускоряющихся интеграционных процессов в рамках построения системы многополярного мира приобретают стратегическое значение, оказывая существенное влияние как на экономическое развитие государств, так и на укрепление их дипломатических отношений. Реализация крупных инфраструктурных проектов – нефтепроводов, газопроводов, портов, транспортных сетей, энергетических установок – осуществляется преимущественно транснациональными строительными компаниями, что затрагивает интересы нескольких государств и требует согласования на уровне международного права.

Международное право выступает ключевым инструментом регулирования трансграничных строительных контрактов, обеспечивая правовую основу для взаимодействия между государствами и транснациональными компаниями. Исследование Я. А. Аносова демонстрирует, что интеграционные процессы в рамках ЕАЭС способствуют совершенствованию правового регулирования международного строительного подряда, что имеет важное значение для современных трансграничных проектов. Кроме того, исследование Д. И. Имамовой подтверждает, что понятие международного строительного контракта остаётся недостаточно определённым в законодательстве, создавая сложности в разрешении споров и требуя дальнейшей доработки правовых механизмов в этой сфере. В контексте построения многополярного мира возрастает необходимость согласования норм и стандартов в сфере строительства, что ведёт к гармонизации международных отношений и снижению правовой неопределённости.

Международные соглашения, такие как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция) и Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, играют решающую роль в формировании глобальной правовой инфраструктуры для регулирования международных строительных контрактов. Эти акты направлены на установление универсальных стандартов в области трансграничной торговли и договорных отношений, что упрощает заключение контрактов между сторонами из разных юрисдикций. Важность этих документов заключается в их способности адаптироваться к динамичным условиям международного строительного рынка, обеспечивая актуальность и гибкость правового регулирования. Кроме того, указанные соглашения способствуют не только гармонизации правовых норм, но и значительному снижению правовой неопределённости при заключении строительных контрактов между сторонами из разных государств. Стандартизация положений о правах и обязанностях сторон, процедурных требованиях и последствиях нарушений договорных обязательств минимизирует потенциальные конфликты, обеспечивает предсказуемость исполнения контрактов и укрепляет доверие между участниками международных строительных проектов. Как отмечает в своём исследовании В. Н. Жадан, такие соглашения снижают вероятность разногласий на уровне государственных органов и способствуют укреплению взаимопонимания между странами, что, в свою очередь, содействует развитию международного сотрудничества в области строительства и укреплению стабильных межгосударственных отношений. Важным аспектом этих международных актов является их влияние на дипломатические отношения между государствами, поскольку они создают правовую базу для разрешения возможных споров, в том числе связанных с трансграничными строительными проектами.

Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых праву внешних сношений как отрасли международного права (включая дипломатическое и консульское право), необходимость дальнейшего изучения их влияния на практические аспекты международных экономических отношений остаётся актуальной. В условиях реализации трансграничных строительных проектов возрастает роль дипломатических и консульских механизмов, направленных на обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц за пределами своего государства. Такие меры важны для минимизации рисков и предотвращения возможных конфликтов в международно-правовой среде.

Диссертация Г. Х. Я. Аль-Факи подробно раскрывает механизмы укрепления взаимопонимания между государствами за счёт дипломатической и консульской защиты прав граждан за рубежом. Дипломатическая защита и консульское содействие повышают ответственность принимающих государств перед иностранными инвесторами и подрядчиками, способствуя созданию благоприятной среды для ведения трансграничного бизнеса. Исследование Аль-Факи подчёркивает, что дипломатические меры могут значительно улучшить взаимодействие между сторонами международных контрактов, влияя на правовые и экономические условия их исполнения. Учёный приходит к выводу, что дипломатические и консульские меры, будучи частью комплексной международно-правовой системы, обладают потенциалом укрепления дипломатических отношений между странами. Эффективное использование этих мер в контексте трансграничного строительства позволит не только защищать права участников, но и поддерживать стабильные и предсказуемые международные отношения, что является важным фактором регулирования строительных контрактов между государствами.

Кроме того, исследования Х. Бесайсо показывают, что международные арбитры уделяют значительное внимание как условиям контрактов, так и коммерческим нормам, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода к разрешению споров в международном строительстве. Как верно отмечает В. А. Зорин, чёткое распределение обязанностей между участниками дипломатического процесса способствует повышению эффективности взаимодействия между странами, участвующими в трансграничных проектах. Это позволяет минимизировать правовые конфликты и укрепить доверие между сторонами, что особенно важно в контексте глобальных инфраструктурных инициатив.

В рамках правового регулирования трансграничных строительных контрактов для России особое значение имеет защита государственного суверенитета и национальных интересов. Исследование И. Ерниязова демонстрирует, что синергия между международными строительными контрактами и инвестиционными соглашениями способствует гармонизации коммерческих и государственных интересов – важному аспекту современной внешнеполитической стратегии. Это напрямую связано с необходимостью дипломатической поддержки и сопровождения трансграничных строительных проектов, которые являются не только коммерческими, но и инструментами укрепления национальной безопасности и престижа страны на международной арене. Успешное сотрудничество государственных органов с субъектами международного права является ключевым фактором эффективного выполнения таких контрактов, часто требующих слаженной работы не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне при координации с различными международными организациями и иными иностранными участниками. Данный вывод подтверждается исследованием В. Н. Жадана, который пишет, что для обеспечения стабильности международных отношений и защиты национальных интересов Россия должна активно работать с европейскими международными организациями, несмотря на существующие проблемы и противоречия.

Государственный суверенитет предполагает контроль над внешнеэкономическими связями, включая инфраструктурные проекты, которые привлекают иностранных инвесторов и подрядчиков. Реализация таких проектов требует не только юридического сопровождения, но и дипломатической координации для защиты интересов российских компаний за рубежом и обеспечения их правовой безопасности. Этот вывод подтверждается исследованием В. А. Никонова, отмечающим, что сохранение национального суверенитета и защита экономических интересов страны требуют создания правовых условий, позволяющих минимизировать вмешательство иностранных государств в ключевые аспекты трансграничных проектов.

Для достижения этих целей Россия развивает систему дипломатической поддержки, нацеленную на сопровождение крупных инфраструктурных проектов за пределами национальной юрисдикции. Дипломатическая защита позволяет минимизировать риски правовых и экономических конфликтов, одновременно укрепляя суверенитет через эффективное регулирование трансграничных договорных отношений. В этом контексте исследования М. К. Гунаря подтверждают, что координация между дипломатическими ведомствами и коммерческими структурами способствует развитию долгосрочного сотрудничества с международными партнёрами, одновременно защищая национальные интересы.

Стратегическая направленность внешнеполитического курса Российской Федерации закреплена в ряде указов Президента. Дипломатическая поддержка трансграничных строительных контрактов создаёт условия для продвижения российских интересов в стратегически важных областях – энергетике, транспорте, оборонной инфраструктуре. Эти проекты не только укрепляют экономические позиции России на мировом рынке, но и служат основой для формирования долгосрочных партнёрских отношений с иностранными государствами. Дипломатическое сопровождение обеспечивает устойчивость таких проектов, укрепляет международное положение России и поддерживает баланс между глобальной интеграцией и национальными приоритетами.

Десять механизмов стратегического продвижения национальных строительных компаний через консульские и дипломатические каналы

В результате исследования сформулировано десять механизмов поддержки экспансии национальных строительных компаний на международном уровне. Данные механизмы могут быть рекомендованы Министерству иностранных дел Российской Федерации для совершенствования практики российских дипломатических миссий и консульств за рубежом:

1. Активная поддержка через банки с государственным участием. Речь идёт не столько о национальных банках, которые и так активно кредитуют зарубежные инициативы и российские компании в международных строительных проектах, сколько о целенаправленной работе дипломатических служб по взаимодействию с Новым банком развития (НБР) БРИКС. Задачей представительств должно стать содействие российским строительным компаниям в обеспечении их участия в каждом тендере на строительство, финансируемом через НБР. По состоянию на январь 2025 года, из 122 проектов НБР (не учитывая проекты в самой России) ни в одном российские подрядчики не были заявлены в тендере, хотя Россия внесла одну пятую часть капитала НБР.

2. Переориентация двусторонних форумов и инициатив на зарубежные площадки вместо российских. Российские консульские и дипломатические усилия по поддержке национальных строительных компаний за рубежом сосредоточены главным образом на организации форумов и деловых встреч в России, куда приглашаются представители стран Африки и Латинской Америки. Такой подход ограничивает возможности прямого взаимодействия с местными властями и бизнесом на их территории, снижая эффективность продвижения российских фирм. В отличие от этого, Китай активно использует формат двусторонних форумов, таких как ФОКАС (Форум сотрудничества Китай–Африка) и форум Китай–СЕЛАК, проводя значительную их часть на территориях африканских и латиноамериканских стран. Это позволяет китайской дипломатии выстраивать более тесные связи с местными партнёрами, оперативно согласовывать условия контрактов и обеспечивать поддержку своим компаниям в конкурентной среде.

3. Формирование единого масштабного и узнаваемого глобального инфраструктурного проекта. Россия, как крупнейшая страна мира и ключевой транзитный узел Евразии, должна сформировать единый глобальный инфраструктурный бренд, аналогичный китайской инициативе «Один пояс, один путь». Предлагается инициатива «Евразийский инфраструктурный коридор» (Eurasian Infrastructure Corridor, EIC), объединяющая транспортные коридоры «Север–Юг» (Россия – Иран – Индия – Персидский залив), модернизацию Транссибирской магистрали, железных дорог Монголии и маршрута Россия – Китай – Центральная Азия, а также развитие Северного морского пути как альтернативы Суэцкому каналу и Северо-Западному проходу между Гренландией и Канадой, продвигаемому США.

4. Система координации выезда российских инженеров и менеджеров на международные проекты. Девальвация курса рубля за последние десятилетия сделала российских специалистов более конкурентоспособными на глобальном рынке труда: если в начале 2000-х их зарплаты превышали китайские, к 2010-м сравнялись, а после 2020-х стали вдвое ниже. Это создает условия для организованного привлечения российских инженеров к зарубежным проектам с последующим возвратом капитала в страну. Однако при отсутствии институциональной поддержки этот процесс рискует перерасти в неконтролируемую эмиграцию. В отличие от Китая, где консульства координируют перемещение рабочей силы и техники, в России нет централизованной дипломатической структуры для таких задач. Министерству иностранных дел следует упростить визовые процедуры, обеспечить защиту трудовых прав и наладить взаимодействие с международными подрядчиками, чтобы российские специалисты работали за рубежом именно в национальных интересах, а не покидали страну навсегда.

5. Дипломатические гарантии долгосрочного сопровождения проектов. Для иностранных заказчиков страна происхождения подрядчика играет ключевую роль в формировании доверия, а случаи неисполнения обязательств отдельными российскими компаниями подрывают репутацию всей отрасли за рубежом. При этом саморегулируемые организации (СРО), несмотря на обязательные взносы участников, не несут ответственности за поиск нового подрядчика, завершение проекта или компенсацию ущерба, что не позволяет оперативно устранять негативные последствия. МИД РФ следует разработать механизм прозрачных гарантий сервисного сопровождения построенных объектов, а дипломатическим миссиям – добиваться включения этих условий в международные соглашения и тендерные требования. Это повысит конкурентоспособность российских компаний и укрепит их репутацию на глобальном рынке.

6. Целевое привлечение иностранных студентов для стратегических инфраструктурных проектов. Для кадрового обеспечения российских инфраструктурных инициатив за рубежом необходимо увязать обучение иностранных специалистов в российских вузах с конкретными проектами, где у России есть стратегические интересы. МИД РФ следует внедрить механизм, при котором загранучреждения рекламируют профильные образовательные программы и координируют набор студентов исходя из потребностей конкретных отраслей. Например, для разработки месторождений в ЮАР – привлекать студентов на геологоразведочные специальности (МГРИ), для проектов по строительству авиазаводов и транспорта в Индонезии – программы Московского авиационного института. Такой подход обеспечит подготовку кадров, ориентированных на российские технологии, что повысит конкурентоспособность отечественных компаний при рассмотрении их тендерных предложений за рубежом. Эта стратегия уже используется Китаем: при участии дипмиссий организуются курсы повышения квалификации и стажировки для местных инженеров и управленцев в Китае, включая государственные стипендиальные программы.

7. Институциональная поддержка государственных строительных корпораций. На правительственном уровне следует пересмотреть подход к продвижению российских государственных строительных компаний за рубежом, учитывая, что недальновидные управленческие решения могут приводить к ликвидации уникальных организаций с мировой репутацией (пример – расформирование Спецстроя России в 2016 году). Эта практика контрастирует с политикой Китая, активно поддерживающего своих строительных «гигантов», таких как CSCEC, облегчая им открытие филиалов, получение льгот и установление тесных связей с зарубежными госорганами и бизнес-сообществами. Если Россия возродит институт крупных государственных подрядчиков, способных решать масштабные инфраструктурные задачи (строительство морских портов, космодромов, объектов атомной энергетики), и обеспечит им систематическую дипломатическую поддержку, национальные компании смогут эффективнее конкурировать на глобальном рынке и укреплять имидж страны.

8. Договорные гарантии и невмешательство во внутренние дела. В ходе исследования выявлено, что ряд публичных высказываний должностных лиц российских дипломатических и консульских учреждений в стратегически важных регионах может противоречить официальной позиции России о невмешательстве во внутреннюю политику суверенных государств. Формально декларируя принцип невмешательства, российская дипломатия часто противопоставляется «западной», из-за чего у принимающих сторон создаётся впечатление, что Россия не готова работать с любым легитимным правительством при реализации крупных инфраструктурных проектов. Это затрудняет заключение долгосрочных контрактов и снижает конкурентоспособность российских компаний. Для сравнения, дипломатическая практика Китая последовательно придерживается принципа невмешательства на всех уровнях, что позволяет китайским фирмам беспрепятственно сотрудничать с разными политическими режимами и получать доступ к стратегическим объектам. С учётом этих наблюдений целесообразно, чтобы МИД РФ обеспечивал единообразие публичных заявлений и действий в рамках провозглашённого принципа невмешательства, а также закреплял соответствующие гарантийные положения в договорах, повышающие прозрачность и предсказуемость условий участия российских компаний в долгосрочных международных проектах.

9. Ориентация на пакетные сделки для продвижения национальных компаний. Изученные кейсы показали, что одним из наиболее эффективных инструментов продвижения национальных строительных компаний на международных рынках является предложение комплексных «пакетных» соглашений. В таких пакетах этапы финансирования, проектирования, поставки материалов, обучение местных кадров и дальнейшее обслуживание объекта объединены в единый договор. Дипломатические и консульские представительства могут выступать координаторами при заключении подобных соглашений, помогая объединять коммерческие предложения от различных российских организаций в привлекательный для заказчика комплексный пакет.

10. Дипломатическое лобби в международных строительных организациях. Для стратегического продвижения российских строительных компаний рекомендуется активное участие российских консульских и дипломатических представительств в руководящих структурах международных отраслевых организаций, таких как Международная федерация инженеров-консультантов (МФИК). Учитывая, что четыре из пяти стран-основателей БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР) уже являются членами МФИК, российские дипломатические каналы могут эффективно координировать позиции с партнёрами по БРИКС для унификации тендерной документации и упрощения доступа к финансированию через НБР. Это позволит российским компаниям влиять на международные стандарты и условия участия в тендерах, адаптируя их к национальным интересам и продвигая отечественные технологии. Создание российских рабочих групп и экспертных комиссий внутри МФИК посредством дипломатических инициатив повысит престиж российских подрядчиков, обеспечит защиту их интересов на глобальном рынке и укрепит позиции России как ключевого игрока в международных инфраструктурных проектах.

Примечание о публикации основных научных результатов

Научная специальность: 5.1.5. Международно-правовые науки.

Право внешних сношений.

Список источников

1. Абашидзе, А. Х., Аль-Факи, Г. Х. Я. (2001). Дипломатическая и консульская защита: история и современность. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, (2), 57–65.

2. Аль-Факи, Г. Х. Я. (2001). Дипломатические и консульские меры по защите прав граждан за рубежом: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва.

3. Аносов, Я. А. (2022). Правовое регулирование международного строительного подряда в странах ЕАЭС. Образование и право, (11).

4. Бесайсо, Х. (2022). Как международные арбитры по строительным спорам принимают решения: статус коммерческих норм и международного строительного права. Джорнал оф Констракшн Энджинеринг энд Менеджмент, 148(9).

5. Гунарь, М. К. (2015). О роли Конституции РФ в формировании внешней политики России. В: Проблемы и перспективы развития России в эпоху глобализации (с. 191–197).

6. Жадан, В. Н. (2016). Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом. Молодой ученый, (5), 486–491.

7. Жадан, В. Н. (2016). О европейском направлении взаимодействия и сотрудничества России с международными организациями. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (4-4), 41–47.

8. Жадан, В. Н. (2016). Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы. Молодой ученый, (8), 739–745.

9. Имамова, Д. И. (2023). Концепция международного строительного контракта. Ревью оф Ло Сайенсиз.

10. Мартенс, Ф. Ф. (1882). Современное международное право цивилизованных народов.

11. Никонов, В. А. (2014). Россия и мир: консерватизм в российской внешней политике. Тетради по консерватизму, (1), 88–95.

12. Веноит, В. К. (ред.). (2009). Международное строительное право: руководство по трансграничным сделкам и правовым спорам. American Bar Association.

13. Ерниязов, И. (2023). Взаимодействие международных строительных контрактов и инвестиционных договоров. Ревью оф Ло Сайенсиз, 7(3), 64–75.

14. Абашидзе, А. Х., Федоров, М. В. (2009). Право внешних сношений: учебное пособие. ISBN 978-5-7133-1335-7.

15. Зорин, В. А. (1977). Основы дипломатической службы. Международные отношения.